Правда о Томатисе – взгляд невролога

Правда о Томатисе – взгляд невролога

Метод Томатис/ MéthodeTomatis®  –это нейросенсорная слуховая стимуляция, т.е. система  тренировки, созданная и разработанная французским врачом Альфредом Томатисом, метод переобучения слуха, чтобы восстановить качественное слушание.

«… Можно иметь прекрасный слух, но при этом быть плохим слушателем»
«Слушание по отношению к слуху - это то же самое, что прицеливание по отношению к зрению»
А. Томатис

Томатис существует и находится он в Люксембурге. Это развивающий центр Томатиса, который организован сыном А.Томатиса и его 2-мя близкими соратниками. Еще 24 сотрудника, включая 7 преподавателей, среди которых есть те, кто непосредственно работал с самим А.Томатисом, имеют высшее образование и ученые степени. Центр использует только метод Альфреда Томатиса –Томатис/Tomatis, созданный в 50-е годы ХХ столетия, который запатентован и имеет дополнительный символ - латинскую букву R в кружочке - TOMATIS®.

Изначально обучение проводилось только в Париже, сейчас выездные обучающие курсы проводятся в более, чем 20-ти разных странах. Всего прошло обучение 2000 человек. Из них 200 человек в России, которые являются сертифицированными специалистами и имеют право использовать эту методику. Обучение в России проводится только в Москве. Всех специалистов, прошедших обучение и сертификацию можно посмотреть на официальном веб-сайте компании: www.tomatis.com, где также можно найти и другую интересующую вас информацию.

Сама методика проводится на запатентованном и лицензированном в Европе и России приборе Талксап/ TalksUp  с символом латинской буквы R в кружочке TalksUp®. Это портативная версия Метода Томатис/ MéthodeTomatis®. Пакет Талксап/TalksUp® включает в себя:

Примерно каждые 2 года проходит модернизация прибора и усовершенствование программ. Современное Электронное Ухо TalksUp® и программы прослушивания разительно отличаются от тех, что были созданы в 90-е годы. Они базируются на современных  нейрофизиологических открытиях и технических возможностях. Обязательно нужно платить за лицензию каждые  2 года (это 200 евро). Эти приборы именные - под каждого обученного специалиста.

Обучение специалистов проводится по 4 уровням с промежутками не ранее, чем в полгода (должна быть практика), с обязательной сдачей экзамена. Специалист, не сдавший экзамен, к следующему уровню не допускается. Специалист TalksUp® Уровень 1 обладает 10 определенными программами. Специалист TalksUp®Уровень 2 обладает 24 определенными программами. Уровни 3 и 4 позволяют самостоятельно создавать программы (более 24) -это уже консультанты со стажем.

ЧТО ЖЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОДИТЕЛЬ?

  1. Метод Томатис/ MéthodeTomatis®  –это нейросенсорная слуховая стимуляция, т.е. система  тренировки, созданная и разработанная французским врачом Альфредом Томатисом, метод переобучения слуха, чтобы восстановить качественное слушание. Слушание – это внимательный слух, это способность выделять нужную информацию из массы услышанного. Слух –это пассивный процесс, который происходит рефлекторно, а СЛУШАНИЕ- это активный процесс с непосредственным участием аналитических зон мозга. Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков.

    У детей с различными нарушениями развития, особенно с аутизмом, часто наблюдаются дефекты в системе обрабатывающей информацию, поступающую из окружающей среды (сенсорная интеграция). Такие дети все слышат, но не воспринимают информацию, так как они обладают большей чувствительностью к вибрациям, а не звукам. Человек слышит не только ушами, но и телом («костями»). Так как костная проводимость звуковых сигналов намного быстрее, чем слуховая, аутисты, очень чувствительны к наименьшим внешним раздражителям. У таких деток отсутствует механизм избирательности сенсорной информации, в результате чего нервная система выстраивает своеобразную защиту от избытка информации в виде полного невосприятия окружающей среды. Также как мы привыкаем к шуму холодильника, телевизора, уличного движения. Результатом таких нарушений являются различные виды неадекватного поведения,  нарушения коммуникации, различные расстройства речи.

  2. Метод основан на понятии А.Томатиса, что Ухо: целая и интегрированная система, т.е. единый сенсорно-моторный (слухово-моторный) орган. Поскольку его различные функции Слуховая (кохлея) и Вестибулярная (двигательная (преддверие)) объединяются в одну - СЛУШАНИЕ, так как взаимосвязаны на мозговом уровне. Слуховая система ответственна за восприятие и проведение звука, освоении, контроле и поддержании речи. Вестибулярная система ответственна за поддержание вертикального положения тела, за схему тела в пространстве, за поддержание мышечного тонуса, влияет на глазную моторику, участвует в ориентации в пространстве. За счет связей с мозжечком участвует в координации, автоматизации и ритмики движений во время процессов обучения. Кохлея и преддверие находятся вместе во внутреннем ухе. Они отправляют полученную информацию к различным участкам мозга, которые задействованы в двигательных и языковых способностях, во внимании, памяти и эмоциях. Говоря образно, «ухо - это дверь для доступа ко всей нервной системе».

  3. Основной принцип работы метода Томатис/ MéthodeTomatis®  заключается в сенсорно-звуковом стимулировании с обязательным использованием специализированного оборудования Талксап/TalksUp®, так называемое «Электронное ухо». Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигнал передается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхней области черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают через наружное ухо). Звук активизирует деятельность внутреннего уха, стимулируя при этом не только слуховые, но и моторные функции. Передача звука происходит на барабанную перепонку, затем, под воздействием костной проводимости, осуществляется стимуляция рефлекторного сокращения и расслабления мышц молоточка и стремечка.

    Устройства Талксап/TalksUp® предназначены для создания уникального перцептивного звукового контраста. Этот эффект вызывает сокращение и расслабление мышц внутреннего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия. Это действие похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и прогрессирующей мобилизации мышц улучшается передача сенсорных звуковых сообщений в головной мозг. Выбранные музыкальные произведения богаты обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта, Грегорианское пение, некоторые вальсы, на которые был предварительно наложен эффект «Tomatis®».Передавая сигналы в мозг, параллельно вестибулярная мембрана улавливает малейшее движение тела, тем самым оказывает влияние на равновесие и чувство ритма человека.

    Терапия Tomatis®, по сути, является тренировкой всей слуховой системы человека, начиная с уха, отвечающего за прием звуковых сигналов и заканчивая отделами мозга, интерпретирующими и обрабатывающими, полученную информацию в целостную картину.

  4. Эффект «Tomatis®». Программы для прослушивания. Оптимальные курсы-часы.

    В основе программ лежит положение Альфреда Томатиса, который установил, что звуки низкой частоты способствуют процессам расслабления мышц уха и снижению активности мозга, а звуки высокой частоты обладают обратным эффектом. Подавая звуки разной частоты и интенсивности можно добиться эффекта адаптации центров мозга, отвечающих за слух и слухового аппарата к воздействию разнообразной звуковой информации. Частота переключений может быть весьма высокой и непрерывно изменяющейся. Изменяется не только частота переключений, но и длительность звука каждого типа. Мозг должен постоянно реагировать на изменяющиеся воздействия, что положительно сказывается на активности его различных отделов и способностях к адаптации слуховой системы в частности. В целях повышения качества адаптации слуховой системы в Томатис терапии используется эффект костной проводимости звука. Так, собственный голос мы слышим не только через воздушный путь распространения звука, но и как вибрации костей черепа. Именно поэтому собственный голос в записи отличается от того что мы слышим сами. В наушники, используемые в «Tomatis®»  терапии, встроен вибратор, соприкасающийся с теменем человека, и формирующий сигнал, воспринимаемый слуховой системой через костнопроводящий путь. Этот сигнал подаётся в паузах между переключением звуков разной частоты и интенсивности, подготавливая слуховую систему к тому, что сейчас произойдёт очередное переключение. Эта особенность метода Томатис позволяет добиться ещё большей эффективности тренировки мозга и слуховой системы.

    Всего существует 10 «чистых» базовых программ прослушивания 1-го уровня и 24 смешанных программ 2-го уровня. Каждая программа состоит из 13 музыкальных треков. Программы имеют свое название и специализацию: первоначальная, основная,  проблемы с эмоциями, речью, памятью и вниманием. В каждой программе есть подуровни с различной вариацией музыкальных треков. Вся записанная музыка в каждом треке отфильтрована по частоте в зависимости от задачи, которую преследуют.

    Время для прослушивания зависит от возраста ребенка, его возможностей и проблем. Идеальное время прослушивания - 2 часа для каждого трека, поэтому один полный курс по одной программе составляет 26 часов за 13 дней. Затем должны быть перерывы между программами: второй курс не раньше чем через месяц, третий через 2 месяца и т.д. Чем больше курсов вы проходите, тем больше перерыв должен быть между ними. Для маленьких или очень гиперактивных детей  время прослушивания от 20 до 30 минут. Детям с 5 лет можно заниматься 2-3 раза в день по 20 минут через 2 часа. Перед курсом желательно приучить ребенка к наушникам.

    Например: гиперактивный ребенок, не говорящий, с аутичными чертами, ему нельзя сразу назначить сложную программу для речи и внимания. Так как в ней очень много высоких обертонов до 6000 герц. Такие дети не воспринимают такую частоту, от них они еще больше возбуждаются и становятся агрессивными - эта музыка им не нравится, они закрывают уши руками (звук фильтрованных высоких частот очень неприятный - резкий или пищащий), потому что 80% кохлеи у них не работает, а именно она воспринимает высокие частоты. Детей с такими проблемами нужно приучать постепенно к высоким частотам от 500 герц до 2500 герц  и обязательно использовать фильтры. Поэтому нужно начать с первоначальной программы, которая их будет успокаивать и  подготавливать к другим программам по речи и вниманию.

  5. Какой специалист может проводить «Tomatis®»-терапию: педагог, психолог, логопед-дефектолог или врач?

    Использовать метод «Tomatis®» может каждый, прошедший обучение в лицензированном французском центреTOMATIS®, имеющий специальное образование: педагогическое, логопедическое, психологическое, музыкальное и высшее медицинское.

    Все зависит от поставленной задачи: если нужно поставить чистый голос певцу, актеру и т.д.-конечно у музыкального педагога, «подтянуть» школьника и быстро изучить иностранный язык – у педагога. Но если это больной ребенок с диагнозом ЗПРР, Аутизм, УО, ДЦП, да еще и с судорожной готовностью или с эпилепсией - здесь нужно подходить серьезно! Обязательно ребенок должен быть осмотрен неврологом, иметь диагноз, нейро-психологическое или психолого-педагогическое заключение. Тогда вы убережете своего ребенка от осложнений! И помните: Каждый специалист должен знать, какую он использует музыку, с какими настройками, и почему именно эта настройка подходит для этого ребенка. В методе «Tomatis®» нет шаблонов! Все подбирается индивидуально, учитывая особенности и проблемы каждого ребенка!

  6. Побочные действия и осложнения.

    Если неправильно подобрать программу, то обязательно будут 2 осложнения:
    - психомоторное возбуждение
    - агрессия или аутоагрессия.
    Причем это может возникнуть в середине курса. Помимо этого, но реже бывает головокружение, ночной энурез и каломазание. Очень осторожно нужно подходить к прослушиванию деткам с эпилепсией и наличием судорожной готовности на ЭЭГ. При неправильном выборе музыкальных треков возможно появление или учащение эпи-припадков! В Европе перед курсом обязательно ребенок проходит тестирование у нейропсихолога. Хочется еще раз предостеречь родителей от шарлатанов и «а-ля-Томатисов» без брендовой приставки. Используя нефильтрованную музыку (для этого нужно дорогостоящее специальное оборудование, а не списанные старые приборы), ваши дети не застрахованы от осложнений и никогда не получат нужного лечебного эффекта!

  7. Эффективность метода была научно доказана различными нейрофизиологическими методами:

    • компьютерной электроэнцефалограммой (КЭЭГ) - нормализует нейродинамические процессы в головном мозге;
    • слуховыми вызванными потенциалами (СВП) - улучшается слуховое проведение от стволовых структур мозга до первичных и вторичных слуховых центров;
    • когнитивными вызванными потенциалами (КВП), в частности индикатором звуковой регулярности, произошедшей в слуховой коре (MMN)
    • индикатором непроизвольного мозгового внимания (ND)-за счет улучшения процессов декодирования звуков в слуховой коре.

  8. Для кого этот метод?

    • Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР), в том числе заикание.
      Для лечения задержки развития речи эффективность методики заключается в том, что во время занятий происходит воздействие на пластичные нервные цепочки, которые принимают участие в анализе поступающих звуковых сигналов и их расшифровки. Также происходит активная стимуляция речевых центров.

    • Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ), в том числе фобии.
      Основная задача при лечении гиперактивности и дефицита внимания у детей заключается в стимуляции мозга, при которой вырабатываются автоматические механизмы, формирующие избирательное внимание и позволяющие детям распознавать изменения окружающей среды.

    • Аутизм и другие первазивные расстройства развития (ПРР), в том числе ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера и др., синдром Дауна, ночной энурез, тики.
      При решении данной проблемы, занятия с детьми аутистами основываются на специальной тренировке уха, в результате которой создается гармония между звуковой и костной проводимостью. Это позволяет воздействовать на проводники между слуховым аппаратом и головным мозгом, состоящие из «зеркальных нейронов» - двигательных и сенсорных, которые  участвуют в формировании процессов, связанных с социальным познанием, адаптацией, формированию межличностных отношений и коммуникативных способностей.

    • Эмоциональные и аффективные расстройства.
      При лечении депрессии, стресса, невроза, агрессии по методу «Tomatis®» происходит воздействие на лимбическую систему промежуточного мозга человека через слуховой аппарат. Улитка (орган среднего уха) стимулирует кору головного мозга, тем самым воздействуя на префронтальную зону, отвечающую за эмоции, память и способность к обучению.

    • Проблема психомоторного и моторного развития, в том числе  нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), нарушения функции равновесия.
      Ухо человека не только является органом чувств, воспринимающий звуки, но в нем располагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функции тела и дает возможность удерживать равновесие. Стимуляция вестибулярного аппарата приводит к  прямому воздействию на мышечный тонус и рефлекторное вертикальное положения тела. Одновременно регулируется проблема латеральности. Совместно с другими отделами головного мозга вестибулярный аппарат отвечает за контроль координации движений и чувство ритма, а также обеспечивает возможность правильной ориентации в пространстве и принимает участие в механизмах формирования положений туловища.

    • Коммуникативные расстройства.
      Возникающие проблемы с общением могут выражаться по-разному. Например, ребенок с искаженным слухом может воспринимать звуковую информацию окружающего мира как угрозу, то есть привычные звуки (скрип двери, шум воды, голоса людей и тому подобное) могут вызывать чувство тревоги и страха.
      Иногда коммуникативное расстройство может проявляться в неспособности ребенка использовать свой голос для общения, что вызвано проблемой контроля интонации, ритма, выразительности и т.п. – в результате окружающими голос этого человека будет восприниматься как нечеткий, грубый, непонятный и не эмоциональный. Все это в дальнейшем приводит к снижению желания слушать и общаться. Занятия по методу Tomatis® позволяют развивать правильное восприятие звуковых сигналов и корректно воспроизводить звуки, тем самым решая проблемы коммуникативных расстройств.

    • Эмоциональное развитие и личностное равновесие.
      Ухо человека, являясь своеобразной «подзарядкой коры головного мозга», нуждается в постоянной стимуляции, для того чтобы поставлять энергию для мозга и тела. Поэтому для гармоничного развития личности звуковые сигналы являются необходимым условием. Эффективность воздействия звука зависит от количества обертонов (от нем. «верхний тон» - призвуки, которые составляют спектр музыкального звука и обусловлены наличием колебаний звучащего тела).
      Насыщенные обертонами звуковые сигналы оказывают стимулирующее воздействие на ретикулярную формацию мозга, которая контролирует степень активности головного мозга. Метод «Tomatis®» не только стимулирует, но и обладает расслабляющим эффектом, в конечном итоге нормализуя нейродинамические процессы.

    • Адаптация в социальной среде
      - неуверенность в себе
      - застенчивость
      - отсутствие друзей
      - раздражительность
      - нежелание учиться/работать
      - сложности адаптации детей в новом коллективе (школа, детский сад)
      - пониженная самооценка, отсутствие мотивации
      - поддержка семьи при разводе
      - неврозы, депрессии, послеродовая депрессия
      - исправление последствий стресса, хроническая и профессиональная усталость

      Помните: Метод " Tomatis®" не является лечебным и уникальным, он не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает ребенку эффективно их преодолеть.

Источник: http://sprauting.ru/pravda-o-tomatise-vzglyad-nevrologa/

Контакты Карта проезда

График работы

Понедельник-Пятница 12:00—20:00
Суббота, Воскресенье — выходные

Адреса центров в Пензе

ул. Кирова 4а
пр. Строителей 21к

Телефоны

8 (8412) 25-06-06
8 (927) 366-10-01
8 (927) 366-10-01 (руководитель центра)