Аутизм
Аутизм - это расстройство в развитии человека, которое возникает вследствие нарушенного развития мозга. Это заболевание выражается отклонениями в общении с социумом, а также в не характерном для нормальных детей поведении. Аутизм имеет различные формы и начинает проявляться в раннем детстве.
У аутизма есть степени тяжести. При лёгкой форме окружающие могут и не заметить никаких отклонений. А вот при тяжёлой степени этой болезни у человека полностью нарушены функции мозга, в таком случае странное поведение аутиста удивляет и пугает окружающих.
Симптомы аутизма
Для подтверждения болезни аутизма необходимо наличие всех трёх симптомов:
1. нарушено взаимодействие с обществом;
2. возникает страх и трудности при общении с другими людьми;
3. ограниченность в личных интересах и повторение уже сделанных действий.
Иногда возможны и другие индивидуальные симптомы (сложная обучаемость, припадки, агрессия, гиперактивность, чрезвычайные способности или таланты, нарушения сенсорного восприятия и сна).
Ребёнок, страдающий аутизмом, не может наладить контакт в социуме, не может чувствовать их настроение, распознавать эмоции, не проявляет интереса в играх со сверстниками, иногда вообще не реагирует на присутствие других людей. Поэтому, часто поступает не правильно и странно по отношению к людям, тогда он остаётся изолированным от общества.
У аутистов также возникают трудности взаимодействия с людьми, потому, что им сложно наладить визуальный контакт, они обычно избегают взгляда глаза в глаза, редко улыбаются, совершают часто повторяющиеся, не понятные окружающим жесты и действия.
Дети - аутисты позже начинают говорить, имеют низкий словарный запас, могут не реагировать или просто не понимать, что им говорят, более того, иногда они сами не понимают, что говорят. Также им может быть не понятен смысл каких-либо детских игр. Их жесты редко подходят к смыслу того, что они произносят.
Они пытаются не участвовать в диалогах, не обращаться с просьбами, утаивать свои мысли и переживания. Имеют склонность к эхолалии - повтору чужих слов и риверсии местоимений при ответах на чужие вопросы.
Эти симптомы имеют несколько форм своего проявления:
1. Стереотипия проявляется в однообразных, повторных движениях, не имеющих никакой цели.
2. Ритуальное поведение проявляется в выполнении бытовых действий, не меняя при этом порядка их совершения, в строго отведённое для этого время.
3. Однообразие - нежелание принимать какие-либо жизненные и бытовые изменения, перемены.
4. Компульсивное поведение - строгое, постоянное соблюдение установленных правил.
5. Ограниченное поведение - интерес аутиста может быть направлен только на одно определённое занятие или предмет.
6. Аутоагрессия - активность по отношению к себе, иногда приводящая аутиста к причинению вреда, телесных повреждений самому себе.
Коррекция
Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум.
1) Нейропсихологическая коррекция - данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.
2) Работа с семьей и окружением ребёнка - в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).
3) Психосоциальная терапия - собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.
4) Логопедическая коррекция - учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.
Получить подробную информацию по услугам центра «Достижение» Вы сможете позвонив по телефонам в Пензе:
- 8 (8412) 25-06-06
- 8 (927) 375-06-06