Задержка речевого развития
Задержки речи у детей (ЗРР) — это несоответствие (отставание) уровня актуального речевого развития ребенка общепринятой возрастной норме. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у малыша может быть нормальным.
При задержках речевого развития могут быть нарушения как в экспрессивной речи (произнесения определенных звуков, фраз или отдельных слов, речевого высказывания), так и в рецептивной речи (нарушения слухового восприятия и понимания слов старших, если с физическим слухом проблем нет). Игнорировать такие отклонения нельзя: отставание от сверстников в интеллектуальном или психическом развитии с годами будет только увеличиваться и со временем неизбежно приведет к трудностям в учебе.
Первые тревожные признаки отставания в развитии речи могут наблюдаться уже в первые месяцы жизни ребенка, но диагностировать задержку речевого развития можно только в возрасте 2-х лет.
Задержки речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств.
Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:
- тяжелые роды и родовые травмы;
- недоразвитость мускулатуры лица и рта;
- нарушения слуха;
- болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
- кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
- генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
- психические и физические травмы;
- речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
- конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).
Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе коррекции эффективность помощи будет существенно более низкой.
Чтобы выявить речевую задержку на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.
Получить подробную информацию по услугам центра «Достижение» Вы сможете позвонив по телефонам в Пензе:
- 8 (8412) 25-06-06
- 8 (927) 375-06-06