Дизартрия
Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Признаки
Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Особенность дизартрии у детей в том, что часто она имеет смешанный характер с сочетанием различных нарушений. Это связано с тем, что воздействие вредоносного фактора на развивающийся мозг зачастую носит не локальный характер, а значит и повреждение будет разлитым. Это определяет частое сочетание дизартрии с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием).
Детская дизартрия зачастую сопровождается двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. У детей с дизартрией наблюдается общая моторная неловкость, они неуклюжи. Будущего дизартрика нередко можно разглядеть, когда он начинает ходить, он заметно чаще других спотыкается, падает. Ребёнок с дизартрией затрудняется в выполнении многих физических упражнений доступных для детей, не имеющих нарушений (прыжки на одной ножке, удержание заданной позы и т. д.).
Дизартрия у детей так же тесно связана с нарушением мелкой моторики рук, так как соответствующие центры в головном мозге находятся рядом и страдают одновременно. Таким детям трудно застёгивать пуговицы, шнуровать, выполнять различные штриховки т.д., часто они не любят рисовать.
У детей с дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры лица.
Так же для данной группы детей характерны эмоционально-волевые нарушения, проявляющиеся в виде эмоциональной неустойчивости. Дети легко возбудимы, раздражительны и быстро истощаемы. У них плохой сон и аппетит. Часты беспричинные капризы и бурные реакции злости и возмущения.
Коррекция
Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития.
На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.
В дополнение к логопедическим занятием рекомендуется применение таких методов как, биоакустическая коррекция, техника диафрагмального дыхания на аппарате «Комфорт ЛОГО», эффективно зарекомендовавших себя при работе с различными формами дизартрии, а также лечебно-адаптивная физкультура.
Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением психологических форм восстановительной коррекции: сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.
Получить подробную информацию по услугам центра «Достижение» Вы сможете позвонив по телефонам в Пензе:
- 8 (8412) 25-06-06
- 8 (927) 375-06-06